Регистрация декларации пожарной безопасности – типовые ошибки МЧС России. Куда направлять и где регистрировать.

Версия для печати Версия для печати
Опубликовано: 02.04.2018

В этой статье описан реальный случай из жизни — о попытке зарегистрировать декларацию пожарной безопасности в МЧС России, разработанную в отношении объекта в Московской области.

История кратко:

Была разработана декларация пожарной безопасности в отношении объекта, расположенного в г. Коломна Московской области. Далее декларация была направлена в территориальный отдел структурного подразделения соответствующего территориального органа МЧС России – в Отдел надзорной деятельности по Коломенскому району, что строго соответствует Порядку регистрации декларации пожарной безопасности (далее — Порядок), утвержденному приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года N 91 (далее – Приказ 91).

Отдел надзорной деятельности по Коломенскому району отказался регистрировать декларацию пожарной безопасности и ПЕРЕДАЛ документ на рассмотрение в УНД Главного управления МЧС России по Московской области (далее — УНД).

Ниже представлено письмо МЧС о передаче декларации с краткими комментариями:

Регистрация_декларации_пожарной_безопасности

В соответствии с законодательством РФ декларацию пожарной безопасности нельзя ПЕРЕДАВАТЬ на рассмотрение из территориального отдела ГУ МЧС России по субъекту в УНД ГУ МЧС России по субъекту.

Две ошибки отдела надзорной деятельности МЧС России по Коломенскому району:

— ОТКАЗ от выполнения своих обязанностей по регистрации декларации пожарной безопасности и ПЕРЕДАЧА декларации в УНД;

— ОБОСНОВАНИЕ этой ПЕРЕДАЧИ неким внутренним приказом УНД.

По каждому пункту подробнее:

В письме Отдела надзорной деятельности по Коломенскому району сказано, что декларация ПЕРЕДАНА на рассмотрение в нормативно-технический отдел УНД ГУ МЧС России по Московской области.

Однако если внимательно прочитать Приказ 91, который устанавливает Порядок регистрации декларации, то становится очевидно, что процедура не подразумевает наличие такой «опции» для органов МЧС, как «передача декларации между подразделениями».

В пункте 10 Приказа 91 чётко сказано:

10. Декларация составляется в соответствии с установленной формой и представляется (направляется) декларантом на бумажном носителе в двух экземплярах или в электронном виде (по выбору декларанта) непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или в отсканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) её заполнения:

— при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, в пределах территории одного муниципального образования — в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);

В рассматриваемом примере объект находится в г. Коломна Московской области (ОКТМО 46738000) — в пределах территории одного муниципального образования, а значит подпадает под определение именно этого абзаца п.10 Порядка.

Поэтому ДПБ, как и предписывает Порядок, была направлена в территориальный отдел структурного подразделения соответствующего территориального органа МЧС России – в Отдел надзорной деятельности по Коломенскому району. Именно в этом территориальном отделе и должна была свершится регистрация декларации в пятидневный срок.

Как уже было сказано выше, в установленном Порядке нет такого сценария, в соответствии с которым территориальный отдел МЧС мог бы передавать, перенаправить, пересылать декларацию куда-то.

Действия сотрудников МЧС строго определены пунктом 12 Порядка:

12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

Еще раз:

Должностные лица (что делают?) проверяют поступившую декларацию и (что делают?) осуществляют её регистрацию. Не передают, не пересылают, а проверяют! Казалось бы, и то, и то глаголы, а насколько разный смысл.

Однако, не придавая большого значения содержанию Порядка регистрации декларации, сотрудники территориального отдела МЧС вероятно посчитали, что для них соблюдение этого нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти не является приоритетной задачей. Вместо этого они решили, что куда более правильным для них будет выполнить требования какого-то внутреннего (закрытого) приказа УНД ГУ МЧС России по Московской области.

В результате, декларация пожарной безопасности была передана в УНД, где процесс регистрации ДПБ продолжился. Такие действия прямо противоречат положениям Порядка, утвержденного Приказом 91. В тот момент, когда надо было просто приступить к проверке поступившей декларации (на соответствие установленное форме), сотрудники ОНД по Коломенскому району ПЕРЕДАЛИ её «куда-то», и таким образом, отказались выполнять свои обязанности: проверять и осуществлять регистрацию декларации.


Другое обстоятельство, которое неизбежно обращает на себя внимание, это то, как эта пересылка была обоснована. В письме ОНД сказано:

 «… данная декларация согласно внутреннего приказа УНД ГУ МЧС России по Московской области передана в УНД …» 

Почему такое обоснование неприемлемо?

Во-первых, ВНУТРЕННИЙ приказ – это такой документ, который устанавливает правила взаимоотношений между подразделениями и сотрудниками ВНУТРИ министерства. Такой приказ в принципе не может регламентировать отношения между органом исполнительной власти и обществом, т.к. по определению этот документ предназначен для внутриведомственного пользования.

Во-вторых, внутренний – значит закрытый, неопубликованный! Ссылаться на такой приказ и обосновывать им свои действия в ходе процедуры регистрации ДПБ, которая имеет свой опубликованный Порядок, – как минимум, не логично, а как максимум неправильно. Внутренний приказ – это по сути несуществующий (для граждан) документ. Сотрудник МЧС теоретически может обманывать заявителя, обосновывая свои действия приказом, которого возможно и не существует.  И это очень «удобно» (для чиновника), т.к. осуществить общественный контроль за действиями органов исполнительной власти в такой ситуации затруднительно. Фактически приходится доверять только словам и письмам сотрудников о том, что существует некий внутренний приказ, который, как выясняется, противоречит нормативно-правовому акту РФ.

В соответствии с Конституцией РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Следовательно, внутренние приказы, инструкции и прочие документы, регламентирующие деятельность конкретного учреждения или организации, имеют локальный характер и не могут распространять своё действие на третьих лиц.

Таким образом, Заявителя «тыкают» в ссылку на некий внутренний «приказ-невидимку» УНД ГУ МЧС России по Московской области, который, предположительно, противоречит действующему Порядку регистрации декларации. И всё бы ничего, но вот только статусы этих документов, мягко говоря, разные. Внутренний приказ УНД не является нормативным правовым актом, а Порядок регистрации декларации, является подзаконным нормативным правовым актом, т.к. утвержден Приказом 91, который опубликован и зарегистрирован в Минюсте (Регистрационный №13577 от 23 марта 2009 г.).

И здесь абсолютно необъяснимо с формальной точки зрения — почему из двух противоречащих документов сотрудники территориального отдела МЧС России по Коломенскому району решили исполнять тот приказ, статус которого для них явно ниже.

Обычно, если нужно внести изменения в нормативный правовой акт, то это делается с помощью другого нормативного правового акта, но никак не внутренним приказиком УНД ГУ МЧС России по Московской области.

Кроме того, существует часть 6 статьи 64 123-ФЗ:

Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, утверждаются ФЕДЕРАЛЬНЫМ органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Главное управление МЧС России по Московской области своим внутренним приказом решило вдруг исполнить роль Федерального органа исполнительной власти – откорректировать утвержденный Федеральным органом Порядок регистрации декларации?

В устной беседе сотрудники МЧС ОНД по Коломенскому району пояснили, что если к декларации приложен расчет пожарного риска, то они направляют такую ДПБ вместе с расчетом на проверку и на регистрацию в УНД. Якобы именно в этом заключается смысл внутреннего приказа УНД.

И забегая вперёд:

Оказалось, что после пересылки декларации из территориального отдела в УНД, сотрудники УНД самовольно «перевели» процедуру из режима «Регистрация декларации» в режим «Согласование декларации и расчета пожарного риска». Они действительно без какого-либо стеснения начали проверять корректность СОДЕРЖАНИЯ декларации и расчет пожарного риска. Другими словами, «полезли в глубь» и «накопали замечаний», хотя это строго запрещено Приказом 91. На стадии РЕГИСТРАЦИИ декларации им дозволено проверять только ФОРМУ декларации.

И когда сотрудникам МЧС было указано на некорректность их действий в рамках существующего законодательства, они сделали вид, что не понимают разницу между значениями слов ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ, а также сделали вид, что не читали разъяснительных писем ДНД МЧС России и методических рекомендаций ВНИИПО, где однозначно сказано: при регистрации проверяется ТОЛЬКО соответствие декларации установленной ФОРМЕ.

Продолжение темы будет в следующей статье.