Cогласование СТУ: двойной контроль за соблюдением требований 123-ФЗ закреплен приказом Минстроя №248!

Версия для печати Версия для печати
Опубликовано: 24.10.2017

1. Почему согласование Пожарных СТУ отнесено к компетенции МЧС России?

Статья 20 Федерального закона 69-ФЗ устанавливает необходимость в согласовании специальных технических условий (СТУ) по обеспечению пожарной безопасности с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Таковым органом в соответствии с Указом 868 является МЧС России.

Также пункт 8 Регламента, гласит о том, что предоставление государственной услуги по согласованию СТУ по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с 69-ФЗ и Указом 868 отнесено исключительно к компетенции МЧС России.

2. В чем заключается суть дублирования полномочий МЧС и Минстроя в части согласования Пожарных СТУ?

Пункт 15 Порядка Минстроя гласит: пожарные СТУ, нужно направлять на согласование в Минстрой России. Причём, не просто направлять в Минстрой, а ещё и прикладывать «документ по согласованию СТУ в МЧС России».

Таким образом, в Порядке зафиксирована чёткая схема: пожарные СТУ, должны быть сначала согласованы в МЧС России, а потом в Минстрое России. Это является очевидным дублированием одной и той же процедуры разными ведомствами!

Вступление в силу Порядка наделило Минстрой России полномочиями по согласованию пожарных СТУ при том, что аналогичными полномочиями на тот момент уже было наделено МЧС России (в соответствии с 69-ФЗ, Указом 868 и Регламентом).

Это вызывает определенные вопросы как к самому Минстрою, который разработал такой Порядок для себя, так и к Минюсту, который зарегистрировал (с третьей попытки) этот документ в условиях действующего на тот момент законодательства.

Сам факт дублирования административной процедуры «Согласование специальных технических условий» очень неприятен для предпринимателей. «Принцип одного окна? … нет, не слыхали!» Документ приходится дважды последовательно «подавать», сначала в одно министерство, а потом в другое, и ждать.

Ждун согласования СТУ в Минстрое

На картинке изображен Ждун, который уже согласовал СТУ с МЧС России и теперь ожидает второго согласования СТУ около здания Минстроя России. При этом, Ждун не понимает в чём заключается смысл второго согласования СТУ (этого не понимает никто).

Ждун ожидает снаружи здания – и это не случайно: его не пригласили на нормативно-технический совет, где в эту минуту рассматриваются его СТУ, (в отличие от МЧС, где право участия в заседании НТС ему гарантировано Регламентом). Это символизирует главный принцип работы Минстроя – «принцип закрытого принятия решений о согласовании/отказе в согласовании СТУ».

В контексте данной статьи образ Ждуна отражает нелёгкую учесть российских предпринимателей, вынужденных сталкиваться с избыточными административными барьерами в ходе процедуры — «Согласование СТУ».

Ждун — скульптура Homunculus loxodontus, созданная голландской художницей Маргрит ван Бреворт для Лейденского университета (Нидерланды).

Ждать согласования специальных технических условий приходится, в лучшем случае, по месяцу в каждом министерстве (теоретически общий срок ожидания в соответствии с Регламентом и Порядком может составить более 135 (!) дней) (это не только долго и неудобно, но и очевидно накладно для застройщика).

Но дело не только в неоправданно долгом ожидании!

Самое главное то, что Минстрой в рамках своей процедуры по согласованию СТУ осуществляет повторный контроль за соблюдением требований 123-ФЗ.

Минстрой не выполняет какую-то «свою» специализированную функцию по государственному контролю и надзору, а банально «перепроверяет» работу МЧС (о том, как чиновники от строительства надзирают за одним из силовых министерств России читайте подробно в этой статье).

Сначала МЧС России в рамках своей процедуры по согласованию СТУ (Регламент) осуществляет контроль за соблюдением требований технического регламента (123-ФЗ) в ходе рассмотрения Пожарных СТУ.

Потом эти же СТУ нужно направить на согласование в Минстрой России, где история повторится. Получается, что после МЧС контроль за соблюдением требований технического регламента (123-ФЗ) в отношении этих же СТУ будет осуществлять ещё и Минстрой.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» одним из базовых принципов технического регулирования является «недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Однако фактически, и в законодательстве, и на практике, закреплена такая схема двойного согласования СТУ, при которой полномочия за соблюдением требований технического регламента (123-ФЗ) реализуют два разных органа государственного контроля: МЧС России и Минстрой России. Причем, в случае Минстроя – полномочия отчасти самим Минстроем себе и предоставлены — «в дополнение» к уже существующим (таким же) полномочиям МЧС (п. 15 Порядка ровно об этом и говорит). Ведь именно Минстрой является автором Порядка.

Похоже, что сложившаяся ситуация, мягко говоря, не очень соответствует принципам технического регулирования, прямо установленным Федеральным законом №184-ФЗ.

3. Игнорирование мнений Генпрокуратуры, Минэкономразвития, а также здравого смысла.

Логично, что во избежание такого дублирования, полномочиями на согласование каждого вида СТУ должен обладать какой-то один орган: либо МЧС, либо Минстрой.

Ещё в 2013 году Генеральная прокуратура РФ выявила избыточные и дублирующие процедуры согласования специальных технических условий, имея ввиду эту неправильную двухэтапную схему. По просьбе Генпрокуратуры Минэкономразвития сделало анализ и разработало предложения по исключению дублирования в части согласования СТУ. Вердикт был именно такой: согласование СТУ должно осуществлять какое-то одно министерство – в зависимости от вида СТУ, (об этом читайте в этой статье). Но это было в 2013 году!

А в 2016 году ничто не помешало Минстрою России утвердить новый Порядок согласования специальных технических условий, который не поспособствовал исправлению ситуации с дублированием полномочий в части согласования пожарных СТУ. Наоборот, с введением в действие новых формулировок это дублирование только укрепилось.

Приказ Минстроя 248 согласование СТУ

Хотя, казалось бы, разработка нового Порядка — это хорошая возможность для принятия долгожданных мер по исключению избыточных административных процедур – это то, о чем Генпрокуратора официально написала ещё в 2013 г. Но, увы, Минстрой не пожелал снизить административные барьеры и отказаться от своих полномочий по согласованию Пожарных СТУ.

Это довольно странная история, ведь сама процедура «согласование специальных технических условий в Минстрое» бесплатна для заявителя (по законодательству не предусмотрено никаких официальных платежей и гос. пошлин). Поэтому, по идее, никакой особой финансовой заинтересованности в сохранении полномочий по согласованию Пожарных СТУ у министерства не должно быть. Не так ли?

Примечательно, что до утверждения Порядка, ещё на стадии общественных обсуждений, сообщество предпринимателей, отдельные компании, включая строительные и проектные организации (имеющие огромный опыт работы в условиях такого же двойного согласования СТУ в МЧС и в Минрегионе (задолго до появления Минстроя)), активно направляли в Минстрой подробно аргументированные комментарии и предложения, в которых неоднократно говорилось:

  • новый Порядок в таком виде нельзя принимать, он создаст конфликт полномочий и интересов двух министерств,
  • согласовывать СТУ дважды – это долго и неудобно для предпринимателей,
  • второе согласование СТУ не несёт в себе никакого смысла (на первом согласовании СТУ в МЧС уже проверяется всё, что нужно проверить),
  • это избыточный административный барьер.

Однако, общественное мнение было доблестно проигнорировано без какой-то хоть минимально внятной аргументации (что понятно, интересы общества и государства усмотреть здесь сложно).

4. Дублирование функций подтверждено на практике!

Всё, описанное выше, — не просто теория. Двойной контроль за соблюдением требований 123-ФЗ в ходе согласовании СТУ не только закреплен в Порядке Минстроя, но и укоренился на практике!

Вот как это обычно выглядит:

Согласование СТУ в МЧС и в Минстрое

За последние 3 года (т.е. практически за всё время существования Минстроя) в России накопилось огромное количество случаев, когда заказчик строительства сначала получает положительное согласование от МЧС, а потом отказ от Минстроя, — на одну и ту же редакцию СТУ. При этом, довольно часто обоснованием отказа Минстроя служит формулировка «в СТУ содержится нарушение (отступление от) требований 123-ФЗ» (Реальный пример). Казалось бы, как это возможно? А вот так!

Сначала МЧС своим согласованием как бы говорит Заявителю:

«СТУ полностью правильно разработаны, документ не содержит нарушений 123-ФЗ, компенсирующих мероприятий достаточно, комплекс требований, содержащийся в СТУ сбалансированный и т.п.»

А потом Минстрой своим отказом как бы говорит Заявителю:

«Нам глубоко наплевать на мнение МЧС! Мы (Минстрой) считаем СТУ некорректными, не смотря на положительное согласование в МЧС: документ содержит нарушение 123-ФЗ, или компенсирующих мероприятий в СТУ недостаточно, или ещё можем что-нибудь выдумать.»

Конкретные случаи отказов Минстроя с эпичными формулировками замечаний мы постараемся раскрыть в следующих статьях (об одном из них читайте здесь).

За последние годы предприниматели из разных регионов страны прислали нам довольно много подобных документов. Если вам известны какие-либо случаи некорректных отказов Минстроя, которые вы не прочь осветить публично, присылайте нам подробную информацию (support@razrabotka-stu.ru) мы постараемся об этом рассказать (возможно, без упоминания заказчика, разработчика СТУ, названия и адреса объекта).

Похожие статьи:
 
Примите участие в опросе!


Как, по Вашему мнению, нужно изменить процедуру согласования СТУ по обеспечению пожарной безопасности?







Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...